ФГОС определяет организацию инклюзивного образования в ДОУ Выход ФГОС дошкольного образования изменил концепцию педагогического процесса. Ребёнок становится субъектом образования наравне с педагогом, что предполагает построение образовательного процесса с учётом интересов ребёнка. Государственный стандарт ставит перед педагогами задачи: • обеспечить равный доступ к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья, региона и вида образовательной организации; • сформировать условия для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников; • построить содержательно разнообразную программу, которая соответствует образовательным потребностям детей; • поддерживать семью ребёнка и помогать советом в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ
Минпросвещения России обеспечивает деятельность по защите прав учащихся с особыми образовательными потребностями на доступное качественное образование, комплексной поддержке коррекционных школ, созданию в школах и детских садах инклюзивной образовательной среды. https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health/
Международно-правовые документы, определяющие положение ребенка в современном мире: Федеральные документы:
- Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт РФ. Принята народом РФ 12.12.1993 г. Вступила в силу со дня официального опубликования 25.12.1993 г. Статья 43.
- Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - является основным Федеральным законом, обеспечивающим образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Содержит ряд статей (2,3, 5, 11, 42, 44, 55, 58, 60, 79 и др.), закрепляющих право детей на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
- Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г.) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" - занимает центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования. Устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку и др.
- Закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. 04.01.1999 г.) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
- Закон Российской Федерации от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов".
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" - утверждена Президентом РФ 04.02.2010 г. Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761"О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы". В контексте Указа реализуются две программы: "Здоровье" и "Образование". Ключевые принципы: защита прав каждого ребенка; максимальная реализация потенциала каждого ребенка; сбережение здоровья каждого ребенка; особое внимание уязвимым категориям детей; обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей; партнерство во имя ребенка.
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
- Государственная программа РФ "Развитие образования" на 2013-2020 годы - утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295.
- Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247) «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
- Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.) «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»
- Распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р) «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
- Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ 22 августа 2005 г. N 535) «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»
- Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
- Приказ Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 281 «Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
- Информационное письмо № НТ-392\07 от 09.04.2014 г. Министерства образования и науки Российской Федерации «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6) «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения <
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
- Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. N 1 «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
- Письмо Минобразования РФ от 19 июня 2003 г. N 27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности 10 - 12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой»
- Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
- Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"
- Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ
- Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи. Часть 1, часть 2.
- Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи. Часть I. Методическое пособие для преподавателей (сокращенная версия для образовательных учреждений).
- Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей.
- Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Региональные документы: Приказ Минобр от 09.11.15. № 1309.docx (22 Кб) Приказ Минтруда № 527н О порядке обеспечения доступности.docx (24 Кб) Муниципальные документы: Приказ № 339 главного управления образования администрации г. Красноярска от 29.04.2015-об инклюзивном образовании.pdf (391 Кб) Приказ главного управления образования администрации г. Красноярска «Об инклюзивном образовании» (в редакции приказа ГУО от 19.04.2017 № 221/п) |